Список всех статей
Архив - 2002 - газета ''Ведомости''
[an error occurred while processing this directive]

Еще лет 30 таможня останется фискальным органом

Интервью: Михаил Ванин, председатель Государственного таможенного комитета

После жарких судебных разбирательств с владельцем мебельных центров "Три кита" и "Гранд" Сергеем Зуевым таможенникам пришлось доказывать свое право устанавливать упрощенные условия для официальных автодилеров. Одновременно с "делом Зуева" в Санкт-Петербурге проходила прокурорская проверка регионального таможенного управления. Впрочем, таможенники работают не только с "Тремя китами" и прокуратурой. О том, чего импортерам ждать в ближайшее время от его ведомства, корреспонденту "Ведомостей" рассказал председатель ГТК Михаил Ванин.

- Какие изменения будут внесены в новый тариф, который начнет действовать с 1 июля?
- Скорее всего тариф будет просто продлен. Жизнь показала, что он неплохо работает, собираемость таможенных платежей растет. В 2000 г. платежи, взимаемые с одной таможенной декларации при импорте, составляли в среднем $5890, в 2001 - $7726, в первом квартале этого года - $9676. Мы хотели внести в нынешний тариф ряд изменений, но комиссия по защитным мерам пока нас не поддержала.

- Значит, пошлины на бытовую технику, электронику и комплектующие не будут снижены?
- Мы не раз выступали за их снижение на заседаниях комиссии по защитным мерам, но пока не находим поддержки у Минпромнауки. Хотя стараемся объяснить министерству, что нынешняя, как им кажется, высокая степень тарифной защиты на самом деле оборачивается ростом числа уклонения от уплаты таможенных платежей. Если же мы будем двигаться в сторону плавного понижения пошлин, то в этом случае мы как раз и будем реально защищать отечественного товаропроизводителя, так как у него появится возможность собирать свою продукцию из недорогих комплектующих. Это не совсем очевидно с первого взгляда, но на практике все происходит именно так.

- А до какой ставки ГТК считал бы целесообразным снизить пошлины на эти товарные группы?
- На какой-то период - до 15% , затем - снижать еще. Например, в Чили практически нет нарушений в таможенной сфере, так как в свое время правительство установило единые ставки ввозных таможенных пошлины на все товары в размере 11%. С тех пор каждый год они снижают ставку на 1%. У них в планах к 2005 г. подойти с единой ставкой ввозной таможенной пошлины в размере 6% на все товары. Мы не можем призывать наши экономические ведомства делать то же самое, но не прислушаться к этому опыту, не видеть его положительной стороны нельзя. Особенно в отношении товарных групп, которые вызывают наибольшее беспокойство со стороны таможенных органов и одновременно наибольшую дискуссию в экономических ведомствах.

- Что это за группы?
- Электротехника и электроника. Они являются наиболее высокооблагаемыми товарами (ставка таможенной пошлины - 20% ), поэтому количество правонарушений при выпуске этих товаров в свободное обращение самое большое. Иностранцы, которые экспортируют эти товары в Россию, отмечают нерационально высокий уровень пошлин. Сегодня об этом говорят в своих официальных документах и справках таможенные службы не только Европы, но и Китая.

- На днях ГТК отстоял в арбитражном суде распоряжение 124-р (оно было отменено самим ГТК) , устанавливающее список компаний, которые могут пользоваться упрощенной процедурой контроля таможенной стоимости при ввозе автотранспортных средств. МАП собирается подавать кассацию. Будет ли разработана цивилизованная схема, которая позволит избежать публичных разборок в суде?
- Я далек от того, чтобы критиковать деятельность министерства, но мне кажется, что МАП мог бы потоньше действовать в этой ситуации. ГТК с МАПом - федеральные органы исполнительной власти, и у нас есть место для обсуждений в рамках комиссии по защитным мерам. Я уверен, вопрос можно было решить в рамках дискуссии. Но почему-то люди в МАПе предпочитали другой способ. Письмо - и сразу в суд. Хотя мировой опыт и здравый смысл на стороне ГТК. Наши немецкие коллеги действуют аналогично. В Германии компании, которые, допустим, работают на рынке 100 лет, проверяются таможенными органами раз в пять лет. В то же время фирма, которая возникла недавно, находится под постоянным контролем наших немецких коллег. И так продолжается до тех пор, пока фирма не проработает некий период - от пяти до 10 лет. И это абсолютно нормальный режим работы таможенного органа. Мы не нарушаем условий свободного рынка, мы говорим только о своих контрольных полномочиях.

- Некоторое время назад ГТК хотел реорганизовать белые списки и сделать из них всего два перечня. В первый должны были войти участники ВЭД со 100%-ным иностранным участием. Во второй список должны были быть объединены компании с российским участием. Что сейчас происходит с белыми списками?
- Список уже сформирован и утвержден приказом N 450 от 30 апреля 2002 г. Мы не стали отделять российских участников внешней торговли от иностранных, а сделали один общий список. Всего в него вошло 530 компаний.

- В новый список вошли только крупные плательщики?
- Нет, не только. Это экспортеры и импортеры, которые не имеют нарушений таможенного законодательства. Как резиденты, так и нерезиденты.

- По мнению импортеров и брокеров, сейчас наблюдается отток грузов из СЗТУ в таможни московского региона. В результате этого СЗТУ может опять, как и в I квартале, не выполнить план по платежам за II квартал. В чем причина происходящего?
- Никакого оттока грузов из СЗТУ нет. В Москву идут только те товары, которые будут в дальнейшем реализовываться столичными компаниями. В начале года было принято решение, что по основным сложным товарным группам Москва и Санкт-Петербург установят единый уровень таможенной стоимости. Такое решение было принято, чтобы устранить миграцию товаров. Это касается не только замороженных овощей, но и мяса, птицы, фруктов и еще целого ряда товаров.

- Если ГТК предпринимает меры для предотвращения перетекания грузов из Питера в Москву, то почему комитет поддерживает проект Первого контейнерного терминала, который гоняет в Москву "таможенный поезд"?
- В этом случае самое главное - не допустить затоваривания порта и обеспечить максимально быстрый вывоз контейнеров с территории города. При этом как таковой миграции грузов нет - на "таможенном поезде" будет вывозиться только тот груз, который предназначен для Москвы и других регионов.

- Что еще предпринимается, чтобы разгрузить питерский порт?
- Наш самый свежий проект, связанный с работой порта, - это приказ, касающийся оформления грузов, перевозимых морским транспортом в рамках проекта "ТрансАтлантическое Направление". Он согласован как с американскими, так и с российскими участниками ВЭД. Речь идет о введении принципиально новой схемы оформления грузов. Информация об отправленных из США товарах в электронном виде передается американским брокером российскому, и когда груз приходит в порт, то он уже прошел все стадии таможенного оформления и может быть выпущен в свободное обращение прямо с судна.

- Когда проект начнет работать?
- Приказ зарегистрирован Минюстом, и мы уже начинаем его реализацию.

- Кто инициатор проекта?
- Здесь нельзя говорить, что проект интересен только одной стороне. Он важен для всех. Американцы надеются с его помощью почти весь экспорт с Западного побережья перевести на эту схему.

- Планов у ГТК много, а как обстоит дело с кадрами? Насколько велика утечка квалифицированных кадров в связи с переходом с 1 июля на госслужбу (сейчас таможенники - военные)?
- Да, утечка кадров есть, и она большая. Это горько осознавать, но потери неизбежны. Людей раньше привлекал высокий уровень социальной защиты в таможенных органах. После 20 лет выслуги сотрудник имел право на пенсию. Кроме того, были дополнительные льготы по проезду в общественном транспорте, по коммунальным услугам. Теперь этого, наверное, не будет. Насколько адекватной будет компенсация сотрудникам ГТК, пока не совсем ясно. Сейчас это беспокоит очень многих таможенников - они решают, оставаться на службе или увольняться.

- Не приведет ли рост числа новых сотрудников к повышению коррупции в таможенных органах?
- Исключить этого нельзя. Это создаст дополнительную нагрузку на наши контролирующие подразделения и подразделения собственной безопасности. В любом случае новые кадры не улучшат ситуацию, это очевидно.

- Чем сейчас занимаются Александр Волков и Марат Файзулин, которых Сергей Зуев, владелец мебельных центров "Гранд" и "Три кита", обвиняет в превышении должностных полномочий?
- Они продолжают работать в обычном режиме. Волков занимает должность начальника управления таможенной инспекции, а Файзулин - первого замначальника управления таможенных расследований и дознания ГТК.

- Некоторое время назад комитет делегировал часть своих полномочий при выдаче лицензий на склады временного хранения Национальной ассоциации таможенных брокеров (получить лицензию на открытие СВХ возможно только при наличии экспертного заключения НАТБ). Помогло ли это навести порядок на рынке околотаможенных услуг?
- Этому документу всего несколько месяцев, поэтому говорить о том, что он серьезно повлиял на рынок, пока рано. В то же время мы считаем, что за таким сотрудничеством будущее. Мы рассчитываем, что такие общественные саморегулируемые организации должны быть в околотаможенной сфере. Кстати, эта практика исторически существовала в России, аналогичные организации действуют и за рубежом. При этом если Национальная ассоциация таможенных брокеров не даст рекомендации на получение лицензии на СВХ, это не означает, что ГТК автоматически откажет просителю. Нет, просто ему надо будет доказать свою прозрачность сотрудникам ГТК.

- Будет ли комитет осуществлять аналогичное взаимодействие с другими профильными организациями околотаможенной сферы?
- Да. Мы сторонники того, чтобы таких организаций было больше, чтобы они помогали внедрению цивилизованного бизнеса в околотаможенную сферу.

- В мае ГТК начал эксперимент по компьютерному декларированию в Приволжском федеральном округе. Как он проходит, есть ли результаты?
- Каких-то глобальных результатов пока нет. Потому что по новому порядку работают известные, стабильные и надежные предприятия. Но мы на них оттачиваем методологию, системность и общую схему работы.

- В каком регионе будет проходить следующий эксперимент?
- Мы будем исходить не из регионального подхода. Там, где мы видим надежных участников ВЭД, там мы и будем внедрять электронное декларирование.

- Какова судьба проекта по анализу таможенных рисков? Когда система будет готова к использованию в повседневной практике?
- Мы создали оперативное управление в центральном аппарате ГТК. Оно работает круглосуточно и в режиме он-лайн анализирует базу данных документов контроля доставки (ДКД) , которые оформляются на границе. Компьютер анализирует и выдает только те ДКД, которые с точки зрения рисков представляют наибольший интерес. Затем мы даем поручения таможням, куда направлен товар, проверить таможенную стоимость, или провести полный досмотр с участием подразделений собственной безопасности, или предпринять какие-то другие меры.

- В свое время вы говорили, что надо стремиться уходить от фискальной функции к регулятивной. Когда же это действительно произойдет?
- Когда в России будут все признаки экономического роста. Когда будет стабильное развитие экономики и предприятия внутри страны будут в полном объеме платить налоги и обеспечивать нужды бюджета. Поэтому еще лет 30 таможня будет оставаться фискальным органом.

Ваше мнение

Хотите получать информацию быстрее всех? Подпишитесь на рассылку.

Рубрикатор статей

Статьи по годам
Статьи за 2003 г.
Статьи за 2002 г.
Статьи за 2001 г.
Статьи за 2000 г.
Статьи за 1995 г.
Статьи за 1996 г.

Статьи по изданиям
Популярная механика
Ведомости за 2003 г.
Ведомости за 2002 г.
Ведомости за 2001 г.
КоммерсантЪ
Деньги
Weekend
Автопилот
ИД КоммерсантЪ
Финансовая Россия
Финансовые Известия
Торгово-промышленные ведомости

Список всех статей